Как определить соционический тип у ребенка?


Как определить соционический тип у ребенка?

В данной статье раскрываются основные особенности типирования детей, какие методики стоит для этого использовать.

В психологии есть ряд направлений, которые разделяют людей на определенные типы (интроверты и экстраверты; холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики; «Родители», «Взрослые», «Дети» в зависимости от ситуации (по Э. Берну) и т.д.).

Рассмотрим соционическую типологию, где люди в зависимости от своих психических особенностей распределяются на 16 типов информационного метаболизма (способов восприятия информации из мира, обработки и выдачи информации обратно в мир).

Одна из практических задач соционики — это определение соционического типа, ведь пока мы не знаем ТИМ (тип информационного метаболизма), мы не сможем грамотно использовать знания по соционике во взаимодействии с этим человеком, не сможем дать рекомендации по выбору подходящего вида деятельности или окружения.

Обычно рассматриваются методики, которые направлены на определение ТИМа взрослого человека.

А как же быть с детьми?

Как быть молодой маме, которая хочет узнать ТИМ ребенка?

Чем лучше мама будет понимать своего ребенка, тем лучше будет проходить общение и процесс воспитания.

Типирование детей — весьма интересная и спорная тема. Интересная, так как методика определения типа ребенка имеет некоторые особенности, спорная, так как бытует мнение, что тип ребенка определить нельзя.

Как определить соционический тип ребенка?

На что стоит обратить внимание?

Какие методы можно использовать?

Перед тем, как переходить к этой теме, я предлагаю вам вспомнить себя в детстве. Это поможет вам лучше понять, как соционические особенности ТИМа проявляют в самые юные годы человека.
Какие книги вы любили?

Какие мультики и сказки вам нравились?

Какие самые яркие воспоминания из детства остались у вас?

Какие истории о вас рассказывали ваши родители или бабушки?

Все это сильно завязано на вашем ТИМе. И уже по этим моментам можно определить самые яркие особенности.

Детей можно поделить на три группы.

Первая группа: 0 — 8 лет.

Анкетирование здесь не подойдет. Детей нельзя опросить. А вот типирование с помощью наблюдения может дать хорошие результаты.

Это удобно. Ведь в детстве человек искренне, естественно реагирует на мир. Еще нет шаблонов в поведении, еще не накладываются социальные нормы. Ребенок естественным образом тянется к тем информационным аспектам (и их источникам), которые ему понятны и интересны.

Можно обратить внимание на то, насколько ребенок активен, насколько он общительный.

Некоторые дети даже в утробе матери очень активны. А после рождения заставляют ходить вокруг себя хороводом папу, маму, бабушку, дедушку, дядю, тетю… Получается модель солнечной системы, где понятно, кто «солнышко». 🙂

А есть спокойные малыши. Есть те, кто не привлекает к себе внимания. И такие дети способны играть сами с собой в каком-то придуманном самим мире.

Если ярких моментов за экстраверсию или интроверсию много, то можно сделать предположение, что перед нами экстраверт или интроверт. Но нужны очень яркие проявления, так как не всегда направленность человека проявляется ярко.

Наблюдаем и подмечаем то, что бросается сильнее всего. Спешить не нужно.

Возможно, вы заметите какие-то ярки проявления одного из макроаспектов (логики, этики, сенсорики, интуиции).

Общайтесь с ребенком, обращайте внимание на то, о чем чаще всего он рассказывает, на что чаще всего обращает внимание.

Ребенок может вам рассказывать о каких-то сложных эмоциях других людей, о том, что он заметил плохое настроение своего друга. Это может говорить о наличии сильной этики у ребенка.

Ребенку-этику будет проще идти на контакт, ему не сложно познакомиться с другим человеком. Скорее всего, он будет искать общения с другими людьми.

Такой ребенок может давать оценки другим людям, он сможете описывать какие-то их качества. Будет заметная ориентация на человека.

Еще он может с большим удовольствием рассказывать стишки для гостей и смотреть на их реакцию.

Если ребенок рассказывает о том, как что-то можно сделать, ярко расписывает последовательность действий, то это может говорить о наличии сильной логики.

Ребенок-логик любит собирать игрушки из конструктора, что-то строить, собирать картинки из паззлов.

Такой ребенок может объяснять другому человеку (даже если это взрослый), как правильно что-то делать (например, как правильно менять батарейки в игрушке).

Они могут рассказывать о том, чем они будут заниматься, когда вырастут.

Есть пример, когда ребенок нашел книгу по механике и просил перед сном вместо сказок читать эту книгу, настолько сильно она его заинтересовала.

Дети-интуиты склонны верить в сказки, в «бабайку», воспринимать персонажей сказок, как реально существующих. Могут придумывать какие-то истории, какие-нибудь страшилки (… не смотри на луну, лунатиком станешь…).

Можно заметить хорошо развитую фантазию, которая будет проявляться в рисунках, в каком-то творчестве.

Дети-сенсорики хорошо чувствуют свое тело. Они чувствительны к комфорту, к удобству в одежде (если сандалики малы, то не станет одевать), более требовательные к пище (если еда не вкусная, то может отказаться)

Они быстро замечают, что у них поднялась температура, или им стало плохо. Ребенок-интуит может долго этого не замечать.

Показательны игры, в которые любят играть дети.

«Дочки-матери» (это скорее говорит о сильной этике, если в игре проявляется яркая забота, то можно отнести это к сенсорике), «машинки» (скорее логика), «казаки-разбойники» или «войнушки» (скорее «черная сенсорика») и т.д. Но нужно наблюдать за тем, как ребенок играет в эти игры. Он предлагает эту игру, или его уговорили в нее играть? Что он делает, когда побеждает? Что делает, когда проигрывает? Как он решает спорные моменты? Приводит логические доводы или выплескивает яркие эмоции?

Какие мультики любил ребенок? «Винни-Пух», «Ежик в тумане», «Ну, погоди!»..?

Какие герои из мультиков его привлекают. Герои мультиков могут транслировать разные аспекты и ценности, это может помочь понять направленность ребенка.

Если ребенок играет с другими детьми, то как он проявляет себя при взаимодействии с ними?

«Давай меняться..!» — это скорее «черная логика».

«Не трогай, это моя машинка!» — это уже скорее «черная сенсорика».

«Давай поженимся..?» — это может говорить о сильной этике.

Тут мы плавно переходим к интертипным отношениям. Если вам известен ТИМ человека, с которым общается ребенок, то по характеру взаимодействия можно сделать некоторые догадки о типе ребенка.

Но тут нужно брать комфортные интертипные отношения и некомфортные отношения. Нейтральных много, будет сложно сказать, какие интертипные отношения срабатывают в общении.

Получается, если ребенку очень нравится общаться с человеком, он радуется при каждой встрече, то можно сделать предположение, что это дуальные отношения, активация или полудуальные.

Если же ребенок избегает общения с каким-то человеком (родственник, воспитатель, соседка…), то это можно отнести к проявлению некомфортных интертипных отношений. Здесь нужно быть внимательным, чтобы в отношения не подмешивалось личное неприятие. Испытывать неприязнь к друг другу могут и дуалы.

Вторая группа: 8 — 14 лет.

Здесь уже можно опрашивать ребенка. Но следует использовать специальную анкету для детей, где простые и понятные для ребенка вопросы.

С кем ты любишь общаться?

Расскажи про своих друзей?

Какие предметы тебе нравятся?

В какие игры ты любишь играть?

Попросить ребенка дать развернутые ответы. Возможно, нужно будет задать ему уточняющие вопросы, чтобы ему было легче рассказать о себе.

Тут очень важно создать для ребенка комфортную психологическую атмосферу. Если ребенок будет бояться дать искренний ответ, то это может помешать правильно определить тип ребенка.

Может быть, ребенок не любит математику, ненавидит учительницу, которая заставляет его эту математику учить… Но родителям он об этом побоится рассказывать, ведь они могут на него за это рассердиться и сказать, что так не хорошо, что надо просто больше стараться.

Будет лучше, если опрашивать будет тот, кому ребенок доверяет, в общении с кем не испытывает зажатости.

Это анкетирование можно превратить в игру, чтобы ребенку не было скучно.

Третья группа: 14 лет и более.

Тут уже можно давать взрослую анкету. Тут можно использовать все методы, которые используются для типирования взрослого человека.

В конце этой статьи хотелось бы сказать, что при определении типа ребенка не стоит спешить с выводами. Если много противоречивых фактов, то это сигнал к тому, что нужно все перепроверять.

Но даже если вы не сможете сойтись на каком-то конкретном ТИМе, у вас будут какие-то близкие версии, которые в процессе дальнейшего наблюдения вы сможете проверить.

Успехов! И до скорого общения.

Автор: Катерина Попова.