ПРОБЛЕМАТИКА и страхи 3-ЕЙ ЭМОЦИИ. Что делать?


ПРОБЛЕМАТИКА и страхи 3-ЕЙ ЭМОЦИИ. Что делать?

Нам задали вопрос: «Может ли быть неуверенность в эмоциях и не восприятие процесса по ней одновременно? Что в этой ситуации делать?»

Да, такое может быть. По краткому описанию это наиболее похоже на проблематику, связанную с 3Э.

Во-первых, важно разобраться с собственным типом, правильно диагностировать 3-ку.

Дальше необходимо делать шаги для того, чтобы привести свою 3-ку к более адекватному виду. Третья психософская функция — это точка роста. Она изначально предрасположена к тому, чтобы набирать активно опыт и стараться наладить более уверенный контакт с внешним миром, потому что у 3-й функции по Психософии есть такая характеристика как «пассивный диалог».

То есть, человеку по 3 функции очень хочется диалога с миром. В идеале — как у 2-ки. А 2-ка как раз находится в активном диалоге, т.е. у нее много энергии и для себя, и для других, человек может сам предлагать помощь другим людям, активно вступать во взаимодействие. 3-ка стремится к тому же самому, но у нее не хватает энергии.

Энергия в типе изначально распределена неравномерно. Но по 3 функции можно набрать некоторое количество шаблонов, стереотипов, и привести ее к более здоровому виду.

И очень часто у людей 3 функция «прокачена» и совершенно не производит впечатления чего-то страшного, ужасного и всего того, что описывал Афанасьев в своих трудах.

Так вот. Неуверенность в эмоциях — это одна из основных проблем 3Э, хотя проблематика по любой 3-ке может немного разниться. Тут накладывает отпечаток сама личность человека, его соционический тип, индивидуальный опыт, который накопился на его «троечке». Неуверенность в эмоциях как один из вариантов.

Например, человек что-то чувствует, но он не понимает, уместны ли, адекватны ли его чувства, имеет ли он право вот так чувствовать себя? Будет ли уместно то, что он пришел на какой-то комедийный фильм с друзьями за компанию, они все хихикают, смеются, веселятся, а у него нет настроения? Эмоция доминирующая, и у нее есть желание настоять на своем по доминирующей функции.

У 1-ки это получается легко и естественно, 3-ка же тоже хочет доминировать, но у нее все время не хватает на это энергии, и из-за этого создается впечатление неуверенности.

И получается, что для 3Э вот этот фильм совершенно не по настроению, «не в тему». И от этого ей может быть неловко. Потому что все вроде как здесь веселятся, и тоже надо бы, за компанию со всеми смеяться. И человек начинает переживать, что он какой-то не такой, какой-то не правильный. Может быть неуверенность 3Э связана еще и с тем, что возникает сложность с пониманием того, что сам человек чувствует, что переживает.

Почему он именно это переживает? Демонстрировать ли эти эмоции и чувства другим людям? И в какой степени? Насколько громко, например, смеяться? Рыдать ли в голос?

Это несколько утрированно, но в целом, могут быть такие проблемы, потому что человек плохо понимает, что он чувствует, почему, и что ему с этим делать.

Еще у 3Э часто возникает защитная реакция, человек начинает отстраняться от эмоций, надевая как будто эмоциональную маску. Это происходит от того, что если копится негативный опыт по 3-ке, то человек старается ее отмежевать, вроде как ему интересно с одной стороны, но с другой стороны это вроде и не важно. 3-я функция становится тем местом, что создает какие-то непонятные проблемы; оно вроде как интересно, но не слишком, потому что есть еще две функции, которые выше и интересней.

Поэтому мы начинаем это «непонятное» для нас отодвигать ближе к 4-ке. Делаем вид, что сфера 3-ки не важна и закрываем на нее глаза. Получается, что при 3Э человек встает в такую позицию, что эмоции не важны, они создают лишние проблемы.

«Если я начинаю что-то чувствовать, то меня это приводит в замешательство, все это превращается в длительный и непонятный процесс, я в этом застреваю, более того, я не знаю, как мне в этом состоянии взаимодействовать с другими людьми?» Выходит, что от любых эмоций только больше проблем, поэтому они задвигаются подальше.

И вот, в такой ситуации, может как раз складываться такое ощущение изнутри, что у вас есть с одной стороны проблематика, неуверенность, связанная с эмоциями, и с другой стороны вы видимо ушли в пассивную защиту по тройке, и пытаетесь отодвинуть ее, делая вид, что это не важно и не нужно, получается, открещиваетесь от всякого процесса по эмоциям.

Почему это происходит? Пассивная защита очень часто включается из-за негативного опыта.

Вообще, по любой тройке, ответ на вопрос, что делать — это набирать шаблоны. Тройке нужен диалог с миром, но он у нее изначально очень неуверенный, и нужно набирать, вырабатывать в себе эту уверенность по 3-й функции. Это реально и возможно.

И если вы знаете свою 3-ю функцию, то можно заняться проработкой, и это первый шаг, с которого стоит начинать работу со своим психософским типом.

Итак, получается, что при проблеме по 3Э, накопилось большое количество негативного опыта, и человек пришел к выводу, что от любых эмоций и переживаний больше проблем, поэтому лучше задвигать их как можно дальше.

Важно это увидеть в себе, рассмотреть, понять, желательно убедиться, что эмоция действительно 3-я, потому что вообще такая проблематика свойственна доминирующим функциям, потому что доминирующие, и 1, и 3, ранимые: и в той, и в другой свои проблемы. Однако то, что озвучивалось в вопросе, больше похоже на 3-ку.

Нужно вспомнить, какой был негативный опыт, почему вы пришли к тому, что отгораживаетесь от 3-ки и всячески пытаетесь набрать дистанцию при взаимодействии со внешним миром.

Затем надо начинать постепенно выходить из этого состояния. Просто нужно осознать, что самая верная и конструктивная позиция — это набирать опыт. Проще всего это делать дистанционно.

Например, найти и смотреть каких-нибудь блоггеров на ютюбе со 2 эмоцией по любой интересной для вас теме и наблюдать за тем, как проявляет этот человек свои эмоции, как эмоционально взаимодействует с другими людьми. Именно 2-ка для 3-ки очень хорошо показывает, как нормально и как правильно это делать.

А для 2-ки на самом деле нормально практически как угодно, потому что она все может преподнести в более-менее адекватном и красивом виде. И может показать, что, даже если ты что-то сделал по-дурацки, то это не смертельно, никто не обратит на это особого внимания, и ты от этого не умрешь, и все будет хорошо, потому что нормально «и так, и вот так, и по-всякому».

Наблюдая за вторыми функциями, в данном случае, за эмоциями, мы набираем для себя шаблоны. Также полезно общаться вживую. Конечно, 2 функция, в зависимости от человека, может поддерживать вас по 2-ке, а может и не поддерживать.
2-ка может выбирать, человек не обязан помогать всем и каждому, тут все будет зависеть от того, насколько приоритетно и интересно для этого человека общение с вами.

Нужно найти подходящего человека с 2Э в своем окружении, с которым у вас хорошие взаимоотношения, чтоб общение было приятно обоим и шло на пользу вашей 3Э.

И по 3-ке очень важно продвигаться небольшими шагами, постепенно, создавать подходящие условия, важно закреплять этот позитивный опыт. Это, возможно, будет для вас довольно тяжело, потребуется смелость и готовность прорабатывать свою 3-ку, постепенно открываться этому миру, даже если вы взаимодействуете с человеком, у которого 2 функция, как ваша 3-я.

Очень могут помочь для проработки 3Э курсы актерского мастерства, курсы сценической речи и т. п.

Это может быть тематический кружок, где есть та самая благоприятная атмосфера для того, чтобы вы могли разнообразно эмоционально проявить себя: где вам нужно будет, например, что-то сыграть, что-то изобразить. Очень часто эти задания могут быть какими-то дурацкими и нелепыми, и как раз такие искусственно созданные ситуации и полезны для прокачки 3Э.

В этих условиях вы можете делать самые дурацкие глупости, пробовать себя в несвойственных, не характерных для вас эмоциональных проявлениях, и при этом это будет поощряться, и все люди, которые будут находиться с вами в кружке — это те люди, которые тоже пришли попробовать себя, оттачивать мастерство, тренироваться. Сама ситуация будет к этому располагать, и нельзя будет сделать что-то такое, за что вас могли бы осудить.

Поэтому курсы актерского мастерства — это довольно удачная среда для того, чтобы начать набирать для себя шаблоны по 3Э, активно наблюдать за другими людьми, особенно с высокими эмоциями, даже за 1-ми: как они проявляются, как они реагируют. Можно начать понимать, что ничего страшного и ужасного не случится при проявлении эмоций, что можно эмоционально реагировать как угодно, так как большинству людей на самом деле либо все равно, либо они просто не будут вас осуждать.

А основной страх по 3-ке как раз в том в том, что что-то пойдет не так, или на вас как-то не так посмотрят, или отвернутся. Поэтому сейчас были рассказаны самые базовые советы.

Про 3Э еще можно много говорить, у нас даже недавно был семинар по этому поводу, есть еще разные способы, которыми можно 3-ку проработать.

Сейчас привели самые простые и самые основные. Надеюсь, наши рекомендации вам помогут.

Автор статьи: Катерина Попова.