Зачем «этику» соционика?


Зачем «этику» соционика?

Эта статья Натали Московских, в которой она делится своими мыслями по поводу того, что дает ей соционика, и для чего она её изучает.

Узнавшие о моем увлечении соционикой знакомые частенько спрашивают меня, зачем мне это.

И ответ «ну просто интересно» никого не удовлетворяет, поэтому я решила всерьез поразмышлять, зачем этику может понадобиться соционика.

Небольшое вступление: я познакомилась с соционикой год тому назад, и с тех самых пор она плотно вошла в мою жизнь.

Поначалу, я, как и многие другие, воспринимала ее как некую пьесу из 16 персонажей, в рамки одного из которых я была вписана протипировавшими меня друзьями.

К слову, тип был определен неверно, пусть и довольно близко.

Тем не менее, я погрузилась в соционику.

Мне хотелось вписывать в рамки одного из 16 типов и всех остальных, типировать всех, кто попадался под руку.

Не с целью навесить определенный ярлык, нет.

Скорее, попытаться поверхностными знаниями ИТО объяснить себе то или иное отношение к человеку.

В течение всего этого года в моем понимании соционики (во всех моментах: от самотипирования и отслеживания собственной вербализации аспектов до теоретического понимания каждого аспекта в отдельности) происходила существенная корректировка.

Понимание того, что «плохих» ТИМов не бывает, а не по духу конкретно мне может прийтись только личностное наполнение человека, пришло далеко не сразу после начала изучения соционики.

Если раньше я, как и многие другие, пыталась откомандировать себя в рамки понравившегося ТИМа, не понимая толком, ЧТО такое ТИМ, путала соционическое с психософским, верила, что болевая функция должна очень сильно «болеть», и неосознанно старалась отыгрывать расхожие ТИМные стереотипы, то теперь весь этот театр давно позади, и отношение к любому типу информационного метаболизма у меня совершенно ровное, а к самой соционике – исключительно практичное.

Зачем я все это расписала? Неужели нельзя было сразу просто списком перечислить, чем этику может помочь соционика?

Можно.

Но основная загвоздка состоит в том, что извлечь из изучения соционики определенную пользу и по-человечески применить знания этой науки в жизни можно только при условии познания описанного выше «дзена», то бишь при избавлении от любой предвзятости, от симпатии к конкретному типу, от желания вписаться в рамки ТИМа и стереотипов.

Когда понимаешь, что ТИМ не навязывает тебе или другим какие-то поведенческие модели, не диктует какие-то области интересов, не приказывает тебе быть таким, как описано в соционических пабликах, никак не ограничивает твоих умственных/творческих/организаторских/каких-либо других способностей, а лишь обозначает тот информационный фильтр, через который ты обрабатываешь сигналы, поступающие из внешнего мира – вот только тогда соционика начинает помогать.

Ты начинаешь непредвзято слышать аспекты у себя и других (изучив, разумеется, всю необходимую теоретическую и практическую базу) и перестаешь пытаться подогнать респондента под какой-либо ТИМ или шаблон (потому что ровно относишься к любому из 16 типов), а еще понимаешь, насколько разными могут быть представители одного ТИМа (потому что знаешь, что работа ТИМа зависит не только от расположения функций, но и от личностного наполнения).

Это приближает тебя к тому, чтобы научиться правильно типировать людей и уметь определять озвучиваемые аспекты вне зависимости от того, отвечает тебе респондент на соционическое интервью или просто общается на отвлеченные темы.

Зачем этику соционика?

Зачем ему знать типы других людей?

Разве он не может обходиться без соционики?

Я долго об этом думала.

Если пойти от противного, то логику соционика помогает понимать других людей, потому что людские реакции, поступки, качества, мотивы, жесты, позы, интонации, паузы, вздохи и прочие проявления могут быть для них довольно сложной (пусть и интересной) областью понимания.

Этик же все эти вещи видит хорошо, для него они служат негласными сигналами об истинном человеческом душевном состоянии и помогают лучше настроиться на собеседника.

По идее, если логику соционика может помочь лучше понимать людей и, как следствие, лучше строить общение, то этику это может быть не нужно.

Однако я убеждена в обратном и могу с уверенностью сказать, что знания соционики помогают и мне лучше и проще выстраивать общение с людьми.

Знание соционических аспектов подсказывает, на каком языке (т.е., на языке какого аспекта) человеку проще всего говорить и на языке каких аспектов информация долетает до него самого.

Становится намного проще подобрать правильные слова, чтобы добиться от человека верного понимания самым быстрым образом.

Также в моем понимании соционика помогает определить, какой из собеседников будет представлять наибольший интерес, если отталкиваться от квадровых ценностей.

Если раньше определять это приходилось опытным путем и по наитию, то теперь это можно сделать намного быстрее, просто послушав, какие темы и с помощью каких аспектов предпочитает подробнее всего разворачивать твой собеседник.

Здесь работают и другие соционические признаки, не только информационные аспекты.

Определение признака «рациональность/иррациональность», например, тоже существенно упрощает взаимодействие и помогает свести к минимуму любое раздражение, вызванное несоответствием по этой дихотомии.

Другими словами, понимаешь, с каким человеком следует более строго придерживаться планов и договариваться заранее, а с каким действовать более спонтанно и стихийно.

До появления в моей жизни соционики с этим моментом у меня наблюдались определенные сложности.

Опять же, здесь следует учитывать индивидуальное наполнение этого признака у каждого отдельно взятого человека и не вписывать его в рамки устоявшихся клише.

Если говорить о потенциале соционики как науки, то для начала, разумеется, необходимо, чтобы среди социоников наличествовала единая концепция понимания семантики соционических аспектов.

Это должно стать самым существенным шагом не просто в популяризации соционики (этого хватает и в тематических пабликах, устланных кривыми шаблонами и «ролевыми играми»), а распространению соционики как направления, помогающего с профориентацией людей.

Уверена, соционика (особенно вкупе с психософией) может помочь минимизировать количество людей, столь недовольных собственным выбором профессии и собственной степенью реализации в ней.

Соционика может также существенно помочь в процессе воспитания, если рассматривать весьма частые случаи, когда ребенок рождается в семье людей не своей квадры, и в нем пытаются культивировать чуждые ценности.

Соционика может подсказать человеку подходящие его ТИМу компании, чтобы была возможность набирать информацию на детский блок.

Разумеется, соционика – не панацея, которая сможет уничтожить все возможные социальные минусы, однако некоторые она прикрыть может, и я полагаю, что в перспективе (через пару-тройку десятков лет, возможно) она будет довольно успешно применяться в обществе в качестве инструмента.

Остается уповать лишь на то, чтобы ее применение было грамотным и обоснованным.

Большой интерес соционика представляет для меня и с точки зрения самопознания, потому что отслеживание работы тех или иных функций кажется мне весьма любопытным занятием.

Знание своего соционического типа служит определенным стимулом для развития личности как таковой, указывает на сильные и слабые стороны этой области психики, помогает понять, в каком направлении будет проще развиваться, а в каком сложнее.

Осознанная работа со своим соционическим типом позволяет с меньшим сопротивлением набирать опыт и на слабые функции: ты просто начинаешь понимать, что для обработки этой информации требуется больше концентрации, а работать с ней следует не очень продолжительное время.

Соционика за все то время, что я ее изучала, продемонстрировала мне определенную личностную продуктивность.

К слову сказать, многие явления окружающего мира, содержащие в себе те или иные аспекты (не только люди, но и фильмы, книги и т.д.) теперь стали представлять больший интерес – хотя бы сугубо научный.

Если раньше что-то из вышеперечисленного могло попросту вызывать отторжение и желание как можно скорее прекратить взаимодействие/чтение/просмотр, то теперь природное любопытство в изучении конфликтных ценностей помогает концентрировать на этом внимание и отслеживать семантику аспектов, их некие визуальные проявления и т.п.

Другими словами, соционика расширяет взгляд и обращает неприятие в любопытство.

Одно это не стоит ли считать большой практической пользой соционики для личностного роста?

Поэтому… зачем этику соционика?

Да как сказать! Ну, просто интересно!

Автор: Натали Московских.