Дуализация: ЭСИ — «Хранитель» и ЛИЭ — «Предприниматель». Мифы и реальность


Дуализация: ЭСИ — «Хранитель» и ЛИЭ — «Предприниматель». Мифы и реальность

В статье представлен разбор дуальных отношений между «Хранителем» (ЭСИ) и «Предпринимателем» (ЛИЭ).

Вера Золотарева

«…Ваши глаза так сверкают желаньем мести,
Против и за: ваша Честь и мое бесчестье,
Как же давно размотали боги эту нить,
Только вино одно это велит забыть.

Когда б на то случилась ваша воля,
Гореть бы, верно, мне на медленном огне…
Вы ненавидите меня — до боли,
И это весело вдвойне.
И это весело вдвойне.»

Канцлер Ги, ЛИЭ

Здесь будут мои рассуждения (а я, если что — Драйзер), подкрепленные цитатами из творчества реальных  представителей типов ЛИЭ И ЭСИ (и остальной Гаммы, а также образами персонажей, типы которых проявлены уж очень ярко). Думаю, такое рассуждение может быть информативным и интересным.

Сразу оговорюсь: я пишу несколько литературно и эмоционально, описывая обобщенные механизмы и тенденции взаимодействия между типами, в то время как вариантов проявления их в реальной жизни, конечно же, гораздо больше. У разных людей всё может проявляться по-разному, я же сужу, исходя из своего опыта и того, что увидела и услышала от других Джеков и Драйзеров. Короче говоря, никогда не забываем про хэштег  #не_у_всех_так.

Тут будут описаны кое-какие откровения про взаимодействие виктимов и агрессоров (которое тоже обросло мифами разной степени извращенности) и даже предполагаемый мной ответ на распространенный вопрос- почему гаммийцы типируют себя в Бету.

Первое, что могу сказать-  на написание этой статьи меня вдохновила книга моей подруги. Дело в том, что она (СЭЭ по типу), еще задолго до того, как узнала о соционике, каким-то образом умудрилась в своей истории невероятно удачно описать механизмы дуализации Драйзера с Джеком — хоть по модели А перепроверяй, все очень точно. Да еще и подчеркнуто некоторыми фантастическими способностями персонажей, так как фэнтезийная реальность к тому располагает.

И вот, читая это, я на контрасте вспоминала то, что видела в имеющихся в соционике описаниях.  И поняла, что в литературном произведении все передано лучше и точнее, чем в рассуждениях, сделанных, казалось бы, по теории!

В описаниях — по крайней мере, тех, которые я читала —  практически отсутствует БИ — ЧСная составляющая. Да и вообще убрано все самое интересное, что происходит между дуалами. Все сводится примерно к тому, что Джек  — «ну он такой деловой весь, а еще в людях не разбирается и в быту неуклюж», а Драйзер — «весь такой из себя непогрешимый неустрашимый моралист, на лицо холодный, добрый изнутри», и вот Джек такой работает и путешествует, а Драйзер ждет его дома с нравоучениями. Так и живут.

Да, есть в этом доля правды. Но лишь доля, и лишь очень упрощенной. И вообще, дуализация — это не всегда романтические отношения и создание семьи. Это может быть друг, брат, ребенок, родитель, учитель, да хоть враг и соперник. Дуалы не только для, кхм, того нужны.  Во — вторых, повторюсь — где тут взаимодействие БИ и ЧС?

Может, дело в том, что большинство описаний писали люди из переферийных квадр, и им этот момент вообще не показался существенным.  То-то люди себя не узнают в таких описаниях и думают: «не, как-то скучно, мы из Беты, мы хотим страстей».

Первая же оговорочка против распространенного мифа. Джека не перевоспитаешь примитивными нравоучениями и чтением моралей. Не верите — попробуйте и посмотрите, как вам в ответ злорадно захохочут или невинно улыбнутся и скажут: «Ну да, я такой, и что теперь?». Или просто проигнорируют.

Единственное, чем можно «перевоспитать» Джека (если тут вообще уместно это слово) — это личным примером. Стойкой, абсолютной приверженностью своим принципам, неумением и нежеланием их нарушать ради выгоды, и, при этом, удивительной живучестью. Нетрудно догадаться, кто из типов на это способен.

Но обо всем по порядку.

Я, пожалуй, выделю несколько этапов общения, которые происходят между дуалами. Конечно, при условии, что люди друг другу понравились и стали общаться. А то ведь дуальность — не гарантия симпатии. Все зависит от личности.

Так вот, сценарий дуализации:

1. Первое впечатление. Джек бесит Драйзера. Драйзер опасается Джека.
2. Общение. Драйзеру нравится Джек. Джеку нравится Драйзер.
3. Драйзер признает Джека своим и перестает бояться. Джек, наоборот, начинает опасаться Драйзера.
4. У Джека включается режим «творить черт — те что».  Драйзер терпеливо преодолевает.
5. Мир, дружба, профит.

Ясное дело, все это может проявляться и ярко или не очень, может чередоваться и повторяться… Может произойти за несколько минут общения, а может растянуться на очень долгое время. А еще к этому в любой момент может примешаться такой важный и своеобразный фактор, как «совместная работа и сотрудничество».

Стереотипы стереотипами, но для Гаммы вообще и для этой пары в частности, это очень важный момент. Который, между прочим, не делает дуализацию скучнее, а только добавляет еще шарма и интереса. Профит — важная часть отношений, и это нормально. Гэ — Гамма.

Так вот, чуть поподробнее обо всем этом.

1. Джек бесит Драйзера. Драйзер опасается Джека.

Как так? Дуал бесит? Агрессор боится виктима?  В чем подвох?

Вот в подвохе, собственно говоря, и дело. Подвох- это то, что чувствует Драйзер, первый раз глядя на Джека. На уровне психики, практически неосознанно, ты чувствуешь мощь базовой ЧЛ и понимаешь —  у меня такого нет, я беспомощен перед чем-то, что даже сформулировать не могу. И именно это, в первую очередь, и бесит черного сенсорика. И в то же время… неожиданно сильно цепляет. Как будто ты впервые встретил достойного, да еще и загадочного противника.

Джек воспринимается как человек, который «что-то знает», который может использовать тебя, а ты и не заметишь. Первое впечатление от ЧЛ Джеков именно такое- «опасность».

Дополняется это и кое-какими особенностями поведения Джеков. Дело в том, что у них есть свой своеобразный механизм защиты собственной слабой этики. Практически неизбежно делая ошибки по БЭ и ловя на нее минусы, они очень быстро (еще в детстве, по моим наблюдениям) вырабатывают своеобразную линию поведения — стремятся создать о себе впечатление плохого человека. Сильная интуиция помогает сделать этот образ не скучным. Не просто «злой», а лукавый, опасный, эгоистичный, циничный, злорадный…

Ну и так далее, на создание себе «опасных» образов у Джеков фантазия работает отлично. Преподнося себя такими, они как бы заранее предупреждают: «Наломаю дров по этике — ну так я же говорил, что такой. Ничего от вас не скрывал. А вы удивляетесь, наивные». Да и вообще создание этих образов хорошо вписывается во всю работу ТИМа ЛИЭ. И поначалу Драйзер — даже Драйзер!- в этот образ верит, тем более, что он может подкрепляться действиями.

Г.Д Робертс «Шантарам» . Автор и главный герой, от чьего лица ведется рассказ- ЭСИ. Лиза- ЛИЭ.

— Вы не знаете?

— А пошел-ка ты знаешь куда, приятель? — взорвалась она, накинувшись на меня с такой яростью, что я не заметил, как она напугана.

— И вообще, какое тебе дело до всего этого?

В нас таится особая разновидность гнева, которую мы приберегаем для тех, кто огрызается, когда мы хотим сделать им добро. Именно эта разновидность начала нарастать во мне, и я сжал челюсти, чтобы не выпустить ее наружу.»<…>

«Лиза сидела в спальне Карлы на постели, подтянув колени к подбородку. Кроме красной шелковой пижамной куртки, на ней ничего не было. <…>

В руках она сжимала бутылку виски «Джек Дэниелс». Ее длинные вьющиеся волосы были небрежно собраны в пучок, съехавший на сторону. Она глядела на меня оценивающе, сощурив один глаз и напоминая стрелка, примеривающегося к мишени.

А. Сапковский «Ведьмак». Главный герой, Геральт- ЭСИ. Йеннифер- по всей видимости, ЛИЭ.

– Что это, Йеннифэр?

– Ловушка.

– На кого?

– В данный момент на тебя. – Волшебница повернула ключ в замке, покрутила его в руке. Ключ исчез.

– Итак, меня поймали, – холодно сказал он. – И что дальше? Начнешь покушаться на мою невинность?

– Не льсти себе. – Йеннифэр присела на край кровати. <…>

– В чем дело, Йеннифэр? Если это игра, я не знаю правил.

– Я говорила, – начала она, – что всегда получаю то, чего хочу. Так уж случилось, что я захотела иметь то, чем владеет Лютик. Я заберу это у него, и мы расстанемся. Не бойся, я не причиню ему вреда…

– То, что ты устроила на полу, – прервал Геральт, – служит приманкой для демонов. Там, где вызывают демонов, всегда кому-то приносят вред. Я не допущу этого.

– … у него волос с головы не упадет, – продолжала чародейка, не обращая никакого внимания на его слова. – Голосок у него станет еще красивее, и он будет весьма доволен, даже счастлив. Все мы будем счастливы. И расстанемся без сожаления, но и без обиды.

Н. Московских «Нити Данталли». Автор- СЭЭ, герои- ЭСИ (Мальстен, «данталли») и ЛИЭ (Бэстифар).

«…Цепкий, колкий, внимательный взгляд малагорца замечал каждую деталь вокруг, и Мальстен решил, что столь сосредоточенный, подмечающий все человек имеет хороший воинский потенциал, хотя о его боевых навыках судить было рано.<…>

Бэстифар глядел на данталли, как игрок на удачно выпавший расклад. Мальстену становилось не по себе под этим взглядом, хотя объяснить причину своего дискомфорта он не мог. Бэстифар на вид держался исключительно дружелюбно и спокойно, но в глубине его темных глаз то и дело мелькали опасные азартные искры.

Этот человек, казалось, ничего не делает без скрытого умысла: каждое его действие, каждое движение выглядело, как отработанные детали тщательно продуманной картины, в которой было предусмотрено все. Сам Бэстифар при этом виделся совершенно непредсказуемым: у Мальстена не было уверенности, что малагорский принц в ближайшие пару минут не переменится в настроении и, к примеру, не захочет перерезать своему собеседнику горло. С ним невольно приходилось постоянно держать ухо востро.

Данталли, внутренне усмехнувшись, буквально почувствовал себя на месте генерала Томпса: Мальстен опасался Бэстифара и понимал, что принц знает об этом. Более того — малагорец словно бы планировал произвести именно такое впечатление и теперь довольствовался тем, что ему это удалось.»

Так вот, даже Драйзера сила этого образа может в первый момент обмануть. Ненадолго, правда — к удивлению Джеков, в сознании их дуалов вполне укладывается картина «да, ты плохой, но МНЕ ты нравишься. И вообще, что за примитивное деление на плохих и хороших. Ты — ИНТЕРЕСНЫЙ».  Да и если уж по-честному…  Драйзеру этот образ нравится. Неожиданно для него самого, вопреки, казалось бы, здравому смыслу- нравится, и очень сильно.

«So Bad», Эминем,  ЛИЭ:

«So bad,
So good that I’m so bad,
Guarantee I’ll be
The greatest thing you ever had,
Cause you ain’t never met
Nobody like me,
And you ain’t gonna wanna f*ck
Nobody else again…»
(Такой плохой.
Как же хорошо, что я такой плохой.
Гарантирую, что буду
Лучшим, что у тебя когда-либо было.
Потому что ты никогда не встречала
Такого, как я.
И уже никогда не захочешь спать
Ни с кем другим)
(перевод убирает львиную долю шарма, но что поделать).

Читая и слушая такое я, к своему драйзерскому стыду, понимаю, что такой вид флирта на меня бы действительно подействовал. Цепляет, черт побери. Бесит и цепляет. Цепляет и бесит. Ровно так, как и рассчитано.

Так вот, пока Драйзер, глядя на Джека, мучительно думает «что ты такое и почему ты мне нравишься, несмотря на вот это вот всё», Джек вообще не унывает. В отличие от Драйзера, он никакой опасности не чувствует.

Если Джек Драйзера нервирует и цепляет своей азартной опасной таинственностью сразу, то Джек в Драйзере ничего такого поначалу не видит. Ему просто забавно, и его просто тоже чем-то цепляет «этот тактичный мрачный тип». Может, как раз сочетанием мрачности и тактичности?..

У Джека — самооценочная ЧС, позитивизм, экстраверсия. Они, обычно, достаточно самоуверенны и не удосуживаются притормозить и сразу присмотреться к тому, с кем общаются. Поэтому рядом с Драйзером у них некоторое время по инерции держится состояние «четкого-дерзкого- как пуля резкого». Особенно, если дуалов они никогда до этого не видели и еще не знают, что такое творческая ЧС. В общем, где-то там в подсознании активационаая ЧС, может, уже и кайфует от общения с агрессором, но внешне это проявляется разве что в том, что Джек еще больше нарывается.

Вот такие пироги. А вы думали, «агрессор грозно посмотрел — виктим упал кверху брюшком»? Не тут-то было. Это было бы слишком скучно и просто. Да и не нравится агрессорам, когда перед ними вот так сразу падают кверху брюшком.

2. Драйзеру нравится Джек. Джеку нравится Драйзер.

Тут уже все понятнее. Если совпадают личностные особенности, интересы, характеры (короче, если вы друг другу нравитесь как люди) — общение с дуалом приносит удовлетворение. Несмотря на небольшое опасения друг относительно друга (которые, вообще-то, скорее нравятся, чем нет), людей друг к другу тянет.

Драйзера привлекает позитив, энергичность, находчивость, сообразительность, храбрость и даже нахальность дуала. Нравится умение играть образами, предприимчивость.  Даже, временами,  хамоватое чувство юмора. Этот человек видится очень живым, и, из-за своего трудолюбия и подвижности — вообще удивительным.

Глядя, как Джек качественно и компетентно выполняет свою работу (в чем бы она ни заключалась) и НЕ МОЖЕТ делать ее некачественно, Драйзер проникается огромнейшим уважением и интересом. Также в Джеках нравится, внезапно, прямолинейность. Сочетание коварства с прямолинейностью и своеобразной, даже грубой честностью — то, что сбивает с толку, но и привлекает.

Нравится умение выстроить «распланированную авантюру»- это видится вообще этакой фантастической способностью. Как будто, какой бы трындец не происходил, у Джека всегда есть план.

Джеку в Драйзере нравится ответственность, сила, тактичность, искреннее внимание к другим людям и вдумчивое отношение к информации и фактам, неподкупность. Нравится легкая интровертная мрачность, нравится, что Драйзера сложно развести на что-то с базовой ЧЛ, потому что Драйзер во всем ждет подвоха и всегда приглядывается к тем самым «маленьким буковкам в самом низу договора», и на любое действие  в области ЧЛ его приходится немножко уламывать.

Тут уж у каждого свои способы защиты своей суггестивной и свой запрос на нее. У Джека «я плохой, не ждите хорошего» ( «пожалуйста, разглядите во мне хорошее сквозь всю эту белиберду, а то я сам не умею»), у Драйзера «все хотят меня развести, выгода обманчива, отстаньте» («пожалуйста, скажите много-много правдивой информации, и подскажите, что с ней делать, чтобы была польза, ведь я так боюсь обмана и бесполезных действий»).

А еще Джеку нравится, что Драйзер видит сквозь все его «нехорошие» образы, но при этом, время от времени, включая «ЧСный взгляд», все равно отчитывает за всякие «прегрешения».

Это, кстати, своеобразная игра между дуалами: Драйзер может отчитать дуала за что-то, что на самом деле не считает плохим поступком, и внутренне посмеиваясь над этими «воспитательными мерами».

И оба это понимают. «Ах ты такой-сякой» и «ну да, и что ты мне сделаешь?» — соционическая притча об этой парочке, действительно имеющая место быть в реальной жизни. Причем Джеки могут нарываться специально, творя всякие ну совсем уж примитивные гадости.

Мне вспоминается эпизод из моей собственной жизни. Картина маслом: я, в юбочке и туфельках, сложив руки на груди, грозно глядя исподлобья, читаю морали другу ЛИЭ, который при виде меня начал громко орать матом на всю улицу и кинул бутылку мимо мусорки. До этого он говорил абсолютно нормально и никакой пакостностью не отличался, но увидел распрекрасно- этичную меня — и понеслось.

Секрет в том, что Драйзера «мелкими прегрешениями» не обманешь, и он прекрасно видит, выпендреж это, или человек просто по жизни… так себе. Это ощущение, идущее, можно сказать, мимо мозга.

Сверхспособность базовой БЭ. Сквозь все социальные маски, ошибки, даже, на первый взгляд, нехорошие поступки, ты видишь СУТЬ человека, то, какой он есть, то, чем он мотивируется НА САМОМ ДЕЛЕ. Временами это понимание даже невозможно облечь в слова и объяснить. Поэтому и Джеки, зачастую, не могут поверить, что кто-то может в них «вот это вот, реальное» разглядеть.

Но об этом чуть дальше, потому что это уже более глубокий уровень информационного обмена и другой этап дуализации.

Еще момент, делающий приятным взаимодействие ЛИЭ и ЭСИ практически сразу же — это совместная работа. Режимы, в которых эти типы обычно действуют, совпадают идеально. Джек в сфере ЧЛ привык полагаться только на себя, он прекрасно осознает свой потенциал, компетентность в выполняемых действиях, степень своей осведомленности, эрудированности. Короче, Джек — профи во всем, за что бы ни брался.

Не сразу, так  через пару часов после того, как решил разобраться в вопросе (серьезно, не преувеличиваю). А вот Драйзер… сколько бы ни работал, ни учился — все равно не уверен, что профи.

Он может никому в этом не признаваться, он может уже давно быть мастером своего дела, большим начальником, даже зарабатывать кучу денег — и все равно вопрос «а компетентен ли я?» хотя бы изредка, но неумолимо висит над ним.

Сглаживается этот момент тем, что в мире много деловых логиков, и Драйзеры обычно получают обратную связь и плюсы на суггестию уже с детства. Но все-таки самый удобный режим взаимодействия — это действительно Джек.

Дело в том, что Джеки обладают способностью видеть потенциал — творческий, профессиональный — у окружающих. Выражаясь примитивно, знают как «приспособить к делу» человека. Этакое волшебное сочетание сильных ЧЛ и ЧИ. И вот Драйзер, на самом деле, молчаливо и почти неосознанно хочет, чтобы его «приспособили к делу».

Причем еще наверняка будет ломаться, ожидая подвоха, и поверит только человеку, который ему нравится. А Джек на эту роль подходит прекрасно. Он видит, он объективно оценивает, он своим позитивом может воодушевить, он лучше самого Драйзера понимает, какой Драйзер ценный, талантливый и ответственный работник… да еще и объясняет и инструктирует ровно так, как Драйзеру удобно, опираясь на те же принципы.

Вообще, в Гамме наблюдается такая тенденция: Джеки и Наполеоны воодушевляют и приспосабливают, Драйзеры и Бальзаки — ломаются и критикуют. В разных режимах и с разными особенностями, но динамика такова.

Ну и, наконец, еще один момент- дополнение по интуиции. Как я уже написала выше, есть такое свойство- «у Джека всегда есть план». Сильная интуиция- весь макроаспект- делает ЛИЭ очень гибкими, проницательными. Неожиданные ситуации не выбивают их из колеи, а, наоборот, вдохновляют.

Джеки умеют «ловить Фортуну за хвост» — чувствуют удачные моменты, нужные тенденции, правильную и подходящую именно для них динамику событий. Видят возможности, цепко хватаются за них, используют все ситуации себе на пользу.

Предугадывают возможные неожиданности и предусматривают «пути отхода» из внезапных негативных ситуаций.  В общем, делают то, на что Драйзеры, обычно, хлопают глазами, не очень понимая, что происходит, но с благодарностью принимая помощь.

Если говорить именно о БИ… По моим наблюдениям, запрос на нее у агрессоров заключается в том, что они ищут некий подходящий темп, скорость жизни, подходящее время для действий. И если рядом есть кто-то, в чей такой «поток» можно пристроиться- это очень приятно. Джеки, обычно, живут в очень быстром темпе.

У среднестатистического Джека 30 часов в сутках, вот серьезно!…  И Драйзер, хоть и не может быть столь же подвижными и оперативным, все же подключается к этому. Иногда, по своему желанию, при необходимости.

А Джек не против. Он несется по жизни, и если кому-то хочется встроиться в его темп и поучаствовать- препятствовать не будет. В то же время и Джеку приятно, когда есть в его жизни этот островок «более медленного течения», в котором иногда можно остановиться и выдохнуть.

В общем,  то Джеки притормаживают рядом с Драйзерами, отдыхая, то Драйзеры собираются и пристраиваются к бешеному ритму жизни дуалов, который, как ни удивительно, не выматывает, а приятно тонизирует и заряжает энергией. Так и чередуются, что очень удобно.

3. Драйзер признает Джека своим и перестает бояться. Джек, наоборот, начинает опасаться Драйзера.

А вот это очень интересный момент, который становится результатом продолжительного обмена информацией между дуалами.

Дело в том, что творческая ЧС — как раз таки очень даже настроенная на самооценочную дуалов — обладает своим механизмом. Она постоянно, тихо, как бы сама для себя, занимается сбором информации о слабостях и сильных сторонах окружающих.

Не видит сразу много, как базовая, а потихоньку «выкапывает» их в процессе взаимодействия с человеком.  И чем лучше человек их прячет, тем азартнее творческая ЧС их ищет. Так что, восприняв Джека, как опасного человека — хоть бы и потенциально, хоть бы и хорошего друга, который никогда не причинит намеренного вреда, но все же опасного — Драйзер особенно тщательно на своем «исследовании» концентрируется.

Причем происходит это автоматически, без каких-то там особых отдельных действий, просто по ходу общения. Драйзеру спокойнее, когда у него сформирована оценка по ЧС. Без нее ему просто не по себе, как будто он лишен инструмента воздействия на мир (хотя, почему как будто — это тот самый инструмент и есть). Такая оценка нужна и для защиты, если это свой человек, и для нападения, если противник…

Так вот, «сканируя» таким образом Джека, Драйзер очень скоро находит у дуала одну поразительно (для Драйзера — так вообще поразительно, если он никогда с таким не сталкивался) слабую зону. А именно, сенсорику. Всю, целиком, как макроаспект. По сенсорике Джеки опасны для самих себя и уязвимы, с точки зрения Драйзера, настолько, что аж жутковато становится.

Когда ты понимаешь, что вот это вот  коварное и лукавое, такое все «плохое и опасное»… Может простудиться, не заметив холода, и довести себя до лихорадки, забив на лечение. Буквально упасть на ходу, не спав несколько дней подряд и не заметив усталости. Не есть часами и заметить голод, только когда уже начинает подташнивать.

Не отследить, что что-то болит. Доказывая самому себе свою силу, творить всякую чертовщину — драться с неадекватно сильными противниками, сознательно или неосознанно игнорируя угрозу, заниматься экстремальными видами спорта без защиты и страховки, ставить эксперименты над свой внешностью, не боясь никаких сложноисправимых ошибок…

В общем, комбо из болевой БС и самооценочной ЧС делает их потенциально очень хрупкими, потому что взятый «на слабо» Джек (пусть даже не кем-то, а самим собой, если вдруг чего-то в голову ударило), или Джек, загоревшийся какой-то идеей,  может творить очень много всего, совершенно искренне не замечая, что это наносит ему физический вред.

И вот видя эту опасную беспечность, Драйзер… внезапно, проникается окончательной и бесповоротной симпатией. Вместе с облегчением от «завершенной картины» по ЧС, позволяющей воспринимать человека без опаски, появляется и очень теплое чувство ответственности и ощущение собственной нужности. «Я не дам тебе угробить себя по глупости, теперь ты под моим наблюдением».

В этот момент все хорошее, что Драйзер итак видел в Джеке, становится более понятным. Ты начинаешь воспринимать это, как хрупкую, редкую драгоценность, которую надо беречь и охранять. Хранитель понимает, что он и вправду Хранитель.

В мирной жизни это происходит само по себе, иногда, вообще незаметно, а в экстремальных условиях или, например, в фильмах и книгах, часто знаменуется тем, что Драйзер спасает Джека от какой-то реальной физической угрозы, внезапно и с удивлением обнаружив, что тот не может сделать этого сам.

«Беспечный ангел» «Ария», Кипелов. ЭСИ. Очень похоже, что песня про какого-то друга Джека:

«Ты — летящий вдаль, вдаль ангел.
Ты — летящий вдаль, вдаль ангел.
Ты — один только друг, друг на все времена,
Не много таких среди нас
Ты — летящий вдаль беспечный ангел…
Ты — летящий вдаль, вдаль ангел.
Ты — летящий вдаль, вдаль ангел.
Но ад стал союзником рая в ту ночь
Против тебя одного.
Ты — летящий вдаль беспечный ангел»…

«Дыханье последней любви», Кипелов, ЭСИ. А тут уже про девушку. По тому, как он ее воспринимает- видимо, ЛИЭ:

«Твой Ангел тебя не слышит — сколько ни зови.
Без веры ты, как без ветра парусник в ночи.
Твой голос разнесся эхом и затих вдали,
Одна, под безмолвным небом, в центре всей Земли.
Боже, дай ей силы всё преодолеть,
Дай душе бескрылой снова ввысь взлететь.
Быстротечны дни,
Мы наполним их
Дыханием последней любви.
Я знаю, как беспощадна и цинична жизнь.
Всё то, что в тебе звучало, больше не звучит.
Я смог бы твоей надежды вновь зажечь огонь,
Навстречу летящей искре лишь подставь ладонь!»

А. Сапковский «Ведьмак». Геральт ЭСИ, Йеннифер ЛИЭ (джинна не типировала, уж простите).

«Геральт видел комнатку со звездой и раскалившейся сейчас добела пентаграммой, начертанной на полу. Видел вылетающие из пентаграммы разноцветные потрескивающие огненные струи, исчезающие вверху над крышей, откуда доносился яростный рев пойманного джинна.

Йеннифэр увидела его, вскочила и подняла руку.

– Нет! – крикнул он. – Не надо! Я хочу помочь тебе!

– Помочь? – зло фыркнула она. – Ты?

– Да.

– Несмотря на то, что я тебе сделала?

– Несмотря.

– Странно, но в принципе неважно. Мне не нужна твоя помощь. Убирайся немедленно.

– Нет!

– Убирайся! – взвизгнула чародейка, зловеще скривившись. – Тут становится опасно! Я не могу его взять, не понимаю, но мерзавец не слабеет. Я поймала его после того, как он выполнил третье желание трубадура. Ему уже полагается сидеть у меня в шаре. А он вообще не ослабевает. Похоже, становится еще сильнее! Но все равно, я его… осилю, сломаю…

– Не осилишь, Йеннифэр. Он убьет тебя.

– Меня не так легко убить…<…>

Йеннифэр, водя в воздухе руками, выкрикнула заклинание, разноцветные нити с треском рассыпали искры. Джинн закружился, словно бочонок, напряг узы, растянул их. Медленно, но верно он приближался к чародейке. Йеннифэр не отступала.

Ведьмак подскочил, ловко подставил ей ногу, схватил за талию одной рукой, другой вцепился в волосы на затылке. Йеннифэр грязно выругалась и ударила его локтем по горлу. Он не отпустил. Резкий запах озона, порожденного заклинанием, не заглушил аромата сирени и крыжовника. Геральт подсек чародейке ногу и прыгнул, унося ее прямо в опалесцирующее и мигающее ничто меньшего портала.

Портала, ведущего в неведомое. <…>

– Тебе не хватит сил, Йеннифэр.

– Ты недооцениваешь мои силы. Желание, Геральт, желание!

– Нет, Йеннифэр. Не могу… Джинн, может, и выполнит его, но тебя не простит.

Освободившись, он убьет тебя, отыграется на тебе. Ты ослаблена, едва держишься на ногах. Ты погибнешь, Йеннифэр.

– Это мой риск! – яростно крикнула она. – Какое тебе дело до того, что станется со мной?

Подумай лучше о том, что джинн может дать тебе! У тебя в запасе еще одно желание! Ты можешь пожелать что угодно! Воспользуйся возможностью! Используй ее, ведьмак! Ты можешь иметь все!»

Г.Д Робертс «Шантарам» . Автор и главный герой- ЭСИ. Девушка — явно ЛИЭ.

«Опять запрокинув бутылку, она отпила из нее не меньше четверти медленными глотками.

«Доза получена, — подумал я, — это ее доканает». Она вытерла губы тыльной стороной ладони и улыбнулась, но улыбка получилась кривой, а ее большие ярко-голубые глаза с зеленоватым оттенком безуспешно пытались сфокусироваться. Она теряла над собой контроль, и маска озлобленности и раздражения начала спадать, открывая удивительно беззащитное молодое лицо.

Нижняя челюсть, выдвинутая вперед с боязливой агрессивностью, вернулась в нормальное положение, придав лицу мягкое и дружелюбное выражение. Щеки ее были круглыми и румяными, кончик носа с плавными очертаниями слегка вздернут. Она была двадцатичетырехлетней женщиной с лицом молодой девушки без угрюмых складок и прочих неприглядных следов, какие оставляют многочисленные компромиссы и нелегкие решения.»

Н. Московских «Нити Данталли» Автор- СЭЭ, герои- ЭСИ (Мальстен, «данталли») и ЛИЭ (Бэстифар, он же «аркал» и «пожиратель боли»). Герои- не совсем люди, у них своеобразные способности, но типы от этого никуда не деваются.

«Малагорец оказался довольно далеко, рядом с ним не находилось никого из Кровавой Сотни. Противниками Бэстифара были двое кронцев.

На лице малагорского принца играла азартная улыбка, хотя его положение нельзя было назвать выгодным: враги оттесняли аркала  все дальше от его соратников, а со спины к нему подбирался еще один воин в красном плаще.

Мальстен округлил глаза от ужаса, понимая, что Бэстифар не видит угрозы.

— Бэс! — отчаянно выкрикнул данталли, однако аркал, разумеется, не услышал его за шумом сражения.

На бегу отбиваясь от подвернувшегося под руку гинтарийского воина, Мальстен ринулся на помощь другу, понимая, что ни за что не успеет.

‘Боги, они ведь его убьют!’ — сокрушенно подумал данталли, замирая на месте.

Воин подобрался слишком близко к спине пожирателя боли. Аркал все еще не замечал его, отражая атаку двух кронцев, а противники были слишком напористы.

Малагорец умело отбивался, пытаясь улучить момент, чтобы перейти в наступление, но успехов у него не предвиделось и времени оставалось катастрофически мало.

‘Он нежилец…’ — шепнул внутренний голос данталли. Казалось, это говорил сам Жнец Душ, готовый заступить на службу. Еще немного, и послышится новый истошный вопль аггрефьера, который на этот раз будет значить смерть малагорского принца.

— Бэс, нет!!!

Мальстен выпустил нити, не задумываясь ни о чем. Он просто знал, что в эту самую секунду может лишиться лучшего друга, и цена, которую с него запросят боги за контроль, была неважна.

Нити, стремительно вырвавшиеся из руки данталли, миновали призрачный барьер, создаваемый враждебным красным цветом одежд кронцев, и накрепко связали вражеских воинов, заставив их замереть.

Замер и Бэстифар. Он недоуменно уставился на застывших врагов с занесенными для ударов мечами и обернулся, увидев позади себя еще одного противника с искаженным от страха и гнева лицом. Аркал нашел глазами Мальстена и изумленно ахнул, понимая, что происходит.»

«3 a.m.» Эминем, ЛИЭ. Дальше в этой песне описыается, что бывает, если Джека не спасти, когда он просит. И там все очень жестоко. Но не буду сюда вставлять текст песни целиком.

«There is no escaping
There’s no place to hide
You scream «someone save me»
But they don’t pay any mind
Goodnight… Goodbye»
 (Выхода нет.
Негде спрятаться.
Ты кричишь «Кто-нибудь, помогите!»,
Но никому нет дела.
Спокойной ночи. Прощайте)

Со стороны Джека этап, когда Драйзер решает его защищать, не всегда выглядит таким радостным. Не потому что ему не нравится такая защита, а потому что ему может стать страшно. Джеки маскируют свои слабости, привыкают, что сквозь их образы никто не может их разглядеть. Пугает их и то, что Драйзеры делают с их этикой, и то, что Драйзеры видят их реальную суть, несмотря на все выстроенные барьеры.

А еще в этот момент у Джеков, особенно если дуалов они до этого не видели, включается предательская мысль: «Так не бывает». Проще говоря, они меняются ролями.  Драйзер успокаивается, а Джек может начать искать, в чем подвох.

Кстати, наверняка у многих возникает вопрос — а как проявляется «рыцарский инстинкт» у девушек Драйзеров? Ну, могу сказать, что женская ЧС отличается, у нее другие нюансы, но Хранитель- он в обоих случаях Хранитель.

Вот как описывает женщину- Драйзера и ее ЧС в своем романе Джек Лондон (тот самый):

«Паола могла быть радостной и непринужденной, женственно-нежной и мальчишески-задорной, готовой на всякую шалость; но гордость жила в ней всегда — трепетная, неистребимая, неискоренимая гордость, она как бы лежала в основе всего ее существа. Паола была демократкой, открытой, искренней и честной женщиной, прямой, без предрассудков, и ни в каком случае не безвольной игрушкой. Минутами в ней точно вспыхивало что-то подобное блеску стали — драгоценной, чудесной стали. Она производила впечатление силы, но в ее самых изощренных и сдержанных формах! И он связывал образ Паолы с представлением о серебряной струне, о тонкой дорогой коже, о шелковистой сетке из девичьих волос, какие плетут на Маркизских островах, о перламутровой раковине или наконечнике из слоновой кости на дротиках эскимосов.»

«Еще многое рассказывал Берт о хозяйке дома, и Грэхем скоро догадывался, что молодой человек, несмотря на долгое знакомство, все же ее побаивается.

— Она с кем угодно справится, стоит ей только захотеть, — заметил Берт. — Мужчина, женщина, слуга — все равно, какого бы возраста, пола и положения они ни были, — стоит ей только заговорить своим повелительным тоном, и результат всегда один. Я не понимаю, чем она этого достигает. Может быть, в глазах ее вспыхивает что-то, может быть, губы складываются как-то по-особенному, не знаю, но только все ее слушаются и ей подчиняются.

— Да, — согласился Грэхем, — в ней есть что-то особенное.

— Вот именно! — обрадовался Берт. — Что-то особенное! Достаточно ей захотеть! Даже почему-то жутко становится. Может быть, она так научилась владеть собой во время бессонных ночей, когда она постоянно напрягает волю, чтобы оставаться спокойной и бодрой. Вот и сегодня — она, верно, глаз не сомкнула после всех вчерашних событий: понимаете — волнение, люди, тонущая лошадь и все прочее. Хотя Дик говорит, что то, от чего другие женщины потеряли бы сон, действует на нее совсем наоборот: она может спать, как младенец, в городе, который бомбардируют, или на тонущем корабле. Несомненно, она — чудо. Поиграйте-ка с ней на бильярде, тогда увидите.»

Джек Лондон, «Маленькая хозяйка большого дома»

От себя могу сказать, что «инстинкт Хранителя» у меня тоже проявляется, так же как и желание спасать и защищать своих людей. Просто в случае, если, к примеру, девушка Драйзер, а парень- Джек, брать его за шкирку и утаскивать от опасности — не совсем тот вариант (вот какую-нибудь подругу ЛИЭ, которая впала в азарт, можно и утащить за руку, а парня- сложнее).

У девушки Драйзера все это может проявляться также в хозяйственности и заботливости. Не такой, как у белых сенсориков. Хранительница домашнего очага — защитница, создательница комфортной и и безопасной обстановки для своих людей. А также- в том, что со стороны воспринимается, как определенная страстность и властность, некая красивая, первобытная внутренняя сила.

Про «спасание» у меня есть один пример. Шла как-то по ночной улице с парнем Джеком. Мы успешно сдали курсовые работы в своих учебных заведениях и немножко выпили, отмечая. Поэтому были слегка пьяные — больше от успеха и атмосферы летней ночи, чем от алкоголя. И вот на улице встретилась нам компания угрожающего вида типов в черных кожаных куртках. Они начали что-то там выкрикивать и провоцировать.

Мой друг было собрался на них лезть с кулаками, а я увидела, что их 5 человек и они все крепкие и тоже не слишком трезвые. В общем,  результат такой перебранки был бы явно не в нашу пользу, а у меня еще и сумка была легенькая, ее у меня с легкостью могли вырвать и с ней убежать, вместе с кошельком и телефоном. А мой друг хоть и достаточно сильный, намного сильнее меня, но ловкостью не отличается.

В общем, видя, что ему приспичило подраться, а оттащить его у меня силы не хватит, я его взяла под локоть и так вцепилась, что оторваться от меня он  мог, только применив физическую силу уже ко мне. А этого он делать, конечно же, не стал бы. Так и стоял, ворча, пока гоп-компания не ушла, разочарованная. Вот такая «девчачья» ЧС, да.

4. У Джека включается режим «творить черт-те что». Драйзер преодолевает.

А вот этот этап происходит НЕ ВСЕГДА. Либо не всегда ярко. Тут уж зависит от того, насколько Джек… сильно виктим.

Стереотипы стереотипами, но есть в Гамме такое явление как «ценностные страдашки». Причем свойственно это всем четырем типам (разве что у Наполеонов это скорее «ценностные преодолевашки», но по сути своей они в ту же копилку).

Скучно гаммийцам, когда все хорошо. А особенно скучно в комфортной обстановке Джекам. Драйзеры как раз могут создать им идеальные условия: и комфортно, и безопасно, и все равно не скучно. Но Джеки часто просто не верят, что так бывает.

Когда вроде бы уже все хорошо, когда дуалы друг другу понравились, заобщались, Драйзер уже решил Джека оберегать, Джек уже проникся к Драйзеру должным уважением, и все уже могло бы просто быть хорошо… В Джеке все-таки включается его маленькая внутренняя виктимная зараза.

Причины могут быть разные. Например, Джек на самом деле не уверен в себе и боится, что ему сделают больно по этике, и за всей бравадой на самом деле кроется его самое уязвимое место. Поэтому у него возникает вопрос: «А почему я? Что, меня, ТАКОГО, можно любить? Может, во мне просто чего-то не разглядели, а когда разглядят- бросят?!».

Так  Джеки вообще могут избегать отношений с Драйзерами (если там речь идет о паре) — боятся влюбляться, чтобы их потом не бросили, или понимая, что просто не переварят сильное чувство. Отрицают все романтическое, на самом деле очень этого желая, но просто боясь потенциальной потери.

Или, если речь идет о дружбе- могут как-нибудь пренебрегать другом или даже подставить его, «чтобы не думал, что я слишком хороший». И при этом они все же надеются, что их простят за это, поймают и не дадут больше делать никаких гадостей.  Остановят. ЗАСТАВЯТ, в конце концов.

Идиотизм редкостный, но понимая, как работает ТИМ, можно понять, как работает комбо из суггестивной БЭ и виктимности.

Еще Джек может не верить, что вообще существует БЭ+ЧС Драйзера, если можно так сказать.

Глядя на то, как Драйзер выживает в мире, руководствуясь не ЧЛ, не нарушая ни одного своего принципа (ну не умеем мы их нарушать), страдая из-за любой несправедливости, умудряясь при этом быть объективным и тактичным по отношению ко всем, кого считает этого достойными, как он умудряется всегда быть сильным и не терять лица, как он мужественно справляется с трудностями (не знаю ни одного Драйзера, который бы не), как он терпелив, Джек просто думает: «НЕ НЕ БЫВАЕТ ТАК.

Тут подвох. Ты почему такой идеальный? Не может такого быть». На этом месте Джек может начать провоцировать, доводить, пытаться Драйзера сломать, развести на что-то, даже откровенно обидеть и сделать больно — просто в попытке сломать эту идеальность, найти в ней изъяны, потому что «ну должно же быть». Понятное дело, проваливается в своих попытках. Пугается еще больше.

Может попытаться сбежать (правда, скорее всего, недалеко и не навсегда-  любопытство пересилит).

Вообще, что характерно, Джеки могут быть жестоки и агрессивны в своем запросе на ЧС. «Остановите меня.

Помешайте мне. Если посмеете». Это может принимать на самом деле большие масштабы, Джек может делать действительно странные и жестокие вещи, а на самом деле за этим скрывается отчаянная просьба «остановите меня, я не знаю, что творю!».

Если рядом не оказывается агрессора, Джек так может заработать себе репутацию плохого человека. А, поскольку БЭ слабая, то может сам этим же и внушиться и искренне себя таким считать. Этакая этическая ловушка этого ТИМа. Чтобы из нее его вытащить, нужно недюжее терпение.

Мне-то вообще непонятно, почему кто-то Джеков за это винит. Если человек сделал вам что-то плохое, а вы ему не помешали — то это ваши проблемы. Не нравится, что человек делает- так останови его. Либо не останавливай, но тогда и не вини за то, что он сделал так, как ему хотелось. Все просто.

Такое может проявляться и в дружеских отношениях, и в паре. И вообще.

Своеобразное взаимодействие по ЧС, смесь жестокости и нежности, опасений и доверия, любви и ненависти по отношению друг к другу — нормальное явление для Гаммы, и для этих двоих уж точно.

Так что, несмотря на, мягко говоря, зашкварность таких моментов- они и преодолимы, и даже интересны и вносят своеобразную яркость. И это НЕ БЕТАНСКАЯ ЧЭ. Это гаммийские БЭ+ЧС.

«Hit me like a man», The Pretty Reckless. Солистка  и автор песен- ЛИЭ.

» So hit me like a man and love me like a woman
Bury me alive, I can see it in your eyes, you want it
Some will give you pain, some will give you pleasure
Hit me like a man and love me like a woman
Love me like a woman
Don’t you run away, run away from me
I will run away from you
Don’t you run away, run away from me
I will run away from you»
(«Ударь меня как мужчину. Люби меня как женщину.
Похорони меня заживо. Я вижу по глазам- тебе этого хочется!
Что-то причинит тебе боль. Что-то доставит удовольствие.
Ударь меня как мужчину. Люби меня, как женщину!
 И не убегай, не убегай от меня.
А не то я убегу от тебя»)

» Love the way you lie», Эминем (ЛИЭ), Рианна (ЛИЭ):

«Just gonna stand there and watch me burn?
Well that’s alright because I like the way it hurts..!
Just gonna stand there and hear me cry?
Well that’s alright because I love the way you lie…
I love the way you lie…
I love the way you lie…»
 («Просто будешь стоять и смотреть, как я горю?
Ну и ладно, мне нравится, что это больно.
Просто будешь стоять и смотреть, как я плачу?
Ну и хорошо. Мне нравится, как ты врешь.
Нравится, как ты врешь…»)

А. Сапковский «Ведьмак». Геральт- ЭСИ. Йеннифер- ЛИЭ.

«– Ведьмак, – кашлянула она. – Ты жив?

– Жив. – Геральт отер пыль с лица, свистнул.

Йеннифэр медленным движением коснулась его запястья, нежно провела пальцами по ладони.

– Я тебя обожгла…

– Мелочь. Несколько пузырей…

– Прости. Знаешь, джинн убрался. Окончательно и бесповоротно.

– Ты жалеешь?

– Не очень.

– Ну и хорошо. Помоги мне встать, пожалуйста.

– Погоди, – прошептала она. – А твое желание… Я слышала, чего ты пожелал. Я одурела, просто одурела. Всего я могла ожидать, только… Что тебя заставило так поступить, Геральт? Почему… Почему я?

– Не знаешь?

Она наклонилась, он почувствовал на лице прикосновение ее волос, пахнущих сиренью и крыжовником, вдруг понял, что никогда не забудет этого аромата, этого мягкого прикосновения, понял, что никогда уже не сможет сравнить их с другими запахами и другими прикосновениями. <…> Он видел совсем рядом ее фиалковые глаза, прекраснейшие глаза в мире, глаза, которые, он так этого боялся, станут для него…
… всем. Он знал это.

– Твое желание, – шепнула она, приложив губы к самому его уху. – Не знаю, может ли вообще исполниться твое желание. Не знаю, существует ли в Природе Сила, способная исполнить такое желание. Но если может, то ты приговорил себя. Приговорил себя… ко мне.»

Вот так вот все… интересно. Но гаммийцам во всем этом, как ни странно, хорошо.

5. Мир, дружба, профит.

А тут, как ни странно, меньше всего того, что нужно описывать. Собственно, удавшаяся дуализация — это все уже описанное выше, только без перегибов и трудностей.

Взаимопомощь, интерес, помощь, общие цели и принципы, дополнение, комфортная эмоциональная и физическая обстановка, выгода, нужная и увлекательна информация друг для друга, веселье, доверие, приятная совместная деятельность и развитие — да все отлично, все как и обещано соционической теорией.

Джек Лондон (внезапно- ЛИЭ!)-  «Маленькая хозяйка большого дома». История семейной пары ЛИЭ (он) и ЭСИ (она):

«Дик слышал ее голос, ибо просыпалась она с песней, точно птичка. Она пела, и ее звонкие трели вырывались то из одного, то из другого окна и звучали по всему ее длинному флигелю. Он услышал затем ее голос в садике посреди двора, но она вдруг прекратила пение, чтобы побранить своего щенка колли, соблазнившегося мелькавшими в бассейне фонтана японскими оранжевокрасными веерохвостками с пестрыми плавниками. Форрест обрадовался пробуждению жены; это удовольствие было для него всегда новым, и хотя он сам вставал много раньше. Большой дом казался ему не совсем проснувшимся, пока через двор не доносилась утренняя песнь Паолы. Но, испытав радость от ее пробуждения. Дик, как обычно, тут же забыл о жене, — его поглотили дела. Он снова погрузился в цифровые данные о вспышке свиной холеры в Айове, и Паола исчезла из его сознания.

— С добрым утром, веселый Дик! — приветствовал его через некоторое время всегда сладостный для его слуха голос, и Паола впорхнула к нему в легком утреннем кимоно, стройная и живая, обвила его шею рукой и уселась на услужливо подставленное им колено. Форрест прижал ее к себе, показывая, что весьма дорожит ее присутствием и близостью, хотя его взгляд еще с полминуты не отрывался от выводов, сделанных профессором Кенили относительно свиной холеры и опытов, произведенных на ферме Саймона Джонса в Вашингтоне, штат Айова.

— Вот вы как! — возмутилась она. — Вам слишком везет, сударь! Вы пресытились счастьем! К вам пришла ваша жена, ваш мальчик, ваша «маленькая гордая луна», а вы ей даже не сказали: «С добрым утром, милый мальчик, был ли ваш сон тих и сладок?»

Дик оторвался от цифр, приведенных профессором Кенили, крепко прижал к себе жену, поцеловал ее, но указательным пальцем правой руки упорно придерживал нужное место в брошюре. Однако после ее слов он уже не спросил, как хотел раньше, хорошо ли она спала после того, как оставила свой чепчик возле его постели. Он захлопнул брошюру, продолжая придерживать пальцем страницу, и обеими руками обнял Паолу. <…>

— Мы женаты уже десять — двенадцать лет, но, как ни странно, мне и теперь кажется, что я совсем ее не знаю, и никто ее не знает, да и она сама себя не знает, — так иногда смотришь на себя в зеркало и думаешь: что за черт, кто это смотрит на тебя? У нас с Паолой есть такая магическая формула: «Не стой за ценой, коли вещь тебе нравится». И все равно, чем платить — долларами или собственной шкурой. Так мы и живем, это наше правило. И знаете: судьба еще ни разу нас не надула.»

«…Вы столь близки, и это так опасно,
Но разум, верно, утонул в «Дурной крови»!
Вы ненавидите меня так страстно,
В полшаге стоя от любви.
В полшаге стоя от любви.»

Канцлер Ги, ЛИЭ

Автор статьи: В.Д. Золотарева (ЭСИ — ЭЛФВ).